Паспорт доступности ГБОУ ООШ с. Верхнее Санчелеево
Паспорт доступности СПДС "Соколенок" ГБОУ ООШ с. Верхнее Санчелеево
Доступная среда
ГБОУ ООШ с. Верхнее Санчелеево является общеобразовательным учреждением общего типа, реализующим общеобразовательные программы начального, общего, полного образования. Ежегодно в контингент школы составляет до 180 обучающихся. Количество учащихся, которые имеют в большей или меньшей степени отклонение от «нормы», остается практически постоянным. Основными причинами являются рост травматизма, ухудшение экологической обстановки, отсутствие нормальных условий труда и культуры здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей.
На сегодняшний день в нашей школе 11 (5 учащихся 7 вида, 5 учащихся 8 вида и 1 учащийся- инвалид) учащихся, которые по состоянию своего психического или физического здоровья могут освоить государственные образовательные программы только в особых условиях. К отдельной группе относятся дети-инвалиды и больные дети, которые по состоянию здоровья также требуют создания для себя особых условий обучения и воспитания.
С 2012 года коллектив ГБОУ ООШ с. Верхнее Санчелеево работает над проблемой «Реализация модели здоровьесбережения школы как механизма повышения качества образования», решение которой предполагает организацию инклюзивной образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Целью является обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для адаптации образовательного пространства школы нуждам и запросам каждого участника образовательного процесса.
Инклюзивное образование в ГБОУ ООШ с. Верхнее Санчелеево призвано решить следующие задачи:
1. Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.
2. Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики нарушения развития, социального опыта.
3. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам.
4. Разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ.
5. Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.
6. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.
7. Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.
Работа коллектива школы направлена на создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей.
Организационное обеспечение
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:
- о специально оборудованных учебных кабинетах:
Доступность учебных кабинетов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – избирательная, условная (с дополнительной помощью).
- об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Доступность учебных кабинетов (помещений, объектов) для проведения практических занятий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - избирательная, условная (с дополнительной помощью).
- о библиотеке, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Доступность школьной библиотеки для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – избирательная, условная (с дополнительной помощью).
- о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Средства обучения и воспитания, приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Отсутствуют средства обучения для инвалидов по зрению.
- об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Оборудование, проходы в спортивный зал не приспособлены для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и лиц с ограниченными возможностями здоровья ввиду отсутствия запроса со стороны потребителей образовательных услуг.
- об обеспечении беспрепятственного доступа в здание учреждения:
Доступности объекта социальной инфраструктуры: состояние доступности объекта - ГБОУ ООШ с. Верхнее Санчелеево, оценено как доступно полностью избирательно для разных категорий инвалидов, а также условная (с дополнительной помощью) доступность, что не обеспечивает полноценного нахождения на объекте.
- о специальных условиях питания обучающихся:
Доступность школьной столовой для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - избирательная, условная (с дополнительной помощью). Горячее питание для школьников.
- о специальных условиях охраны здоровья:
Охрана здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организуется (при их наличии) в соответствии с рекомендациями врачей и действующим законодательством.
- о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
На сайте школы есть функция «для слабовидящих».
Доступ к информационно-телекоммуникационной сети обеспечен всем обучающимся, в том числе инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
- об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нет (не используются).
Информационные системы и электронные образовательные ресурсы, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ не используются.
- о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат:
Интерната и общежития, в том числе приспособленного для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждении нет.
- о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
В ГБОУ ООШ с. Верхнее Санчелеево нет жилых помещений, нет общежития.
Материально-техническое обеспечение включает необходимое учебно-материальное оснащение. Создается без барьерная образовательная и социальная среда, безопасная и комфортная для всех участников образовательного процесса, в том числе для детей с ОВЗ.
Учебные кабинеты школы в достаточной мере оснащены мебелью, необходимым современным оборудованием, дидактическими и техническими средствами для успешной реализации теоретической и практической частей общеобразовательной программы, соответствуют санитарным правилам, нормам пожарной безопасности.
Кадровое обеспечение
Педагоги имеют опыт работы с детьми с ОВЗ, систематически проходят курсы повышения квалификации. 2 педагога прошли обучение на курсах внедрения технологии дистанционного обучения детей – инвалидов, 8 педагогов прошли обучение по программе специфики реализации обучения детей с ОВЗ. На протяжении трех лет осуществляется внутрифирменное обучение по данному направлению через организацию семинаров, круглых столов, педагогических советов, мастер-классов.
Психолого - педагогическое сопровождение
Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют классный руководитель, учитель-предметник, педагог-психолог. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. Организация сопровождения включает в себя работу психолого-медико-педагогического консилиума; выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация индивидуальных педагогических маршрутов; организация педагогического взаимодействия. В системе работы следующие формы:
1. проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
2. проведение малых педагогических советов, административных советов;
3. ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;
4. посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;
5. разработка методических рекомендаций учителю;
6. диагностика, коррекция, профилактика;
7. обследование школьников по запросу родителей;
8. оказание психолого-педагогической поддержки.
Расписание занятий соответствует общеобразовательным нормативно-правовым актам. Учителя, ведущие занятия в инклюзивных классах работают по адаптированным программам.
Нормативные документы
· Конвенция о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.07.2013)
· Федеральный закон РФ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», принят Государственной Думой 25.04.2012 г.
· Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013)
· Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
· Письмо Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 N 30-7/10/2-3602 "О методических рекомендациях, нацеленных на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении административных зданий и служебных помещений"
· Письмо Минрегиона России от 15.08.2011 N 18529-08/ИП-ОГ "О разъяснении статуса сводов правил – актуализированных СНиПов"
· СП 59.13330.2012 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (утв. приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605)
· СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (утв. постановлением Госстроя России от 16.07.2001 N 73)
· Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (утв. распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р)
· Распоряжение N2181-р от 26 ноября 2012г. Об утверждении государственной программы "Доступная среда"на 2011-2015 годы (в новой редакции)
· Государственная программа "Развитие образования" на 2013-2020 годы
· Государственная программа "Доступная среда" на 2016-2020 годы
· Постановление Правительства РФ N297 от 15 апреля 2014 г. "Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2016-2020 годы"
· Распоряжение Правительства РФ N1365-р от 21 июля 2014 г. "О плане реализации в 2014 году и в плановый период 2015 и 2016 годов государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»"
· Письмо Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 N 30-7/10/2-3602 "О методических рекомендациях, нацеленных на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении административных зданий и служебных помещений"
· Письмо Минрегиона России от 15.08.2011 N 18529-08/ИП-ОГ "О разъяснении статуса сводов правил – актуализированных СНиПов"
· «Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Приложение N 2 и N 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.08.2008 г. N 379н
· Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года N 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»
· Письмо Минобразования РФ от 30 мая 2003 г. N 27/2887-6 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов с задержкой психического развития»
· Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003 N 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»
· Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 N 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»
· Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
· Приказ Минздравсоцразвития России N 593 от 14 августа 2009 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника руоводителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования»
· Инструктивное письмо Минобразования РФ от 21 февраля 2001 г. N 1 «О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях»
· Письмо Минобразования РФ от 19 июня 2003 г. N 27/2932-6 «Методические рекомендации о деятельности 10 - 12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой»
· Письмо Управления специального образования Минобразования РФ от 30 мая 2003 г. N 27/2881-6 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития»
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 281 «Об утверждении формы документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании и документов об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения»
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
· Утвержденая Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 года, Пр-271 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
· Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"
· Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"
· Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"
· Письмо Заместителя министра МИНОБРНАУКИ РОССИИ ИР-535/07 от 07.06.2013 года. "О коррекционном и инклюзивном образовании детей"
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015. "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"
Рекомендации учителям
Информационно - методический портал по инклюзивному и специальному образованию
Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений
Рекомендации по обучению детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы
Программа «Доступная среда» обеспечивает:
· создание в ГБОУ ООШ с. Верхнее Санчелеево специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
· социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;
· реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.
Ожидаемые результаты:
· позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;
· обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах, выставках, конференциях различного уровня.
Программа «Доступная среда» в ГБОУ ООШ с. Верхнее Санчелеево направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.
«Доступная среда» обеспечивает:
· выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
· осуществляет индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;
· даёт возможность освоить детям с ОВЗ основную образовательную программу;
· обеспечивает интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении.
Ожидаемые результаты:
· позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;
· обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах, выставках, конференциях различного уровня;
Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.
Программа «Доступная среда» в ГБОУ ООШ с. Верхнее Санчелеево направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.
Основные задачи программы «Доступная среда»:
1. Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:
1. Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
2. Осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.
3. Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение.
2. Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов:
1. Сориентировать коллектив ГБОУ ООШ с.Верхнее Санчелеево на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ.
2. Повысить профессиональную компетентность педагогов и специалистов.
3. Формировать условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ.
3. Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:
Информирование родителей о программе «Доступная среда», о создании безбарьерной среды в ГБОУ ООШ с. Верхнее Санчелеево для детей с ОВЗ.
Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого- педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ.
Организация совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей с целью повышения активности участия детей с ОВЗ в программе «Доступная среда»:
· развитие ключевых компетенций детей за счёт организации информационно-образовательного пространства школы;
· реабилитация и сохранение физического и психического здоровья учащихся;
Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и общего основного образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.
ПАМЯТКА "СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОВЗ"
1. Не считайте обращение к специалисту (неврологу), психиатру или психологу) "клеймом на всю жизнь", не настраивайтесь негативно, если такую консультацию вам предложат воспитатели ДОУ или учителя ОУ. Невозможно помочь детям, не понимая, в чем причина их проблем.
2. Обеспечьте ребенку как можно больше впечатлений, систематически знакомьте его с окружающим миром.
3. Не ругайте детей, если они неловки, недостаточно сообразительны. Надо помнить, что критика только снижает и без того невысокую самооценку.
4. Не фиксируйте внимание ребенка на оценке и тем более не наказывайте за то, что "педагог жалуется". Постарайтесь наладить контакт с учителем, расскажите ему об особенностях сына (дочери), попытайтесь разработать совместную стратегию обучения.
5. Не оценивайте неудачи ребенка как проявление лени или "плохого" характера, не стремитесь к тому, чтобы он соответствовал "нормальным", на ваш взгляд, критериям.
6. Внимательно относитесь к жалобам детей на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь в большинстве случаев это объективные показатели затруднений, испытываемых ребенком в процессе обучения.
|