|
|
24.01.2015 г.Родительское собрание:Первый раз в первый класс
|
Первый раз в первый класс: трудности, с которыми сталкивается первоклассник вначале обучения.
Психологи выделили ряд трудностей в обучении первоклассников:
• около 20% деток пропускают буквы на письме. Происходит это по разным причинам: кто-то плохо концентрирует внимание, а у кого-то низок уровень развития так называемого фонематического слуха и вообще способности воспринимать информацию "на слух" (что вполне можно развить);
• примерно столько же детей постоянно допускают ошибки на письме, хотя учат все правила (а вот применить их не могут). Обычно это связано с проблемами развития внимания, его объема и концентрации, а также кратковременной памяти. Это не фатально и тоже корректируется специальными упражнениями;
• еще примерно 17% учеников страдают от того, что катастрофически невнимательны и рассеянны: они, в принципе способные и положительно относящиеся (по крайней мере, на первых порах) к учебе, - постоянно что-то теряют, забывают и путают. А еще процентов 10 малышей постоянно забывают дома учебные принадлежности - книжки, тетрадки, пеналы, форму на физкультуру, сменную обувь, то есть - очень неорганизованны. У них низкий уровень концентрации и устойчивости внимания, слабая волевая регуляция поведения - но и это тоже поддается психологической коррекции;
• около 15% деток имеют специфическую неуспеваемость из-за плохого развития логического и абстрактного мышления - у них большие проблемы с математикой;
• 13% детей страдают оттого, что совершенно неусидчивы. Урок длится 45 минут, и несмотря на физкультпаузы и частую смену видов деятельности, такие детки всё равно не имеют сил "высидеть" положенное время, не отвлекаясь самим и не мешая другим. Объясняется это особенностями моторного развития и низким уровнем развития волевой сферы, наиболее сильно страдают такими нарушениями дети с гиперактивностью.
• примерно столько же детей не способны пересказать текст, прочитанный учителем или им самим, или даже составить связный рассказ по картинке. Причинами этого могут быть слабое развитие логического запоминания, низкий уровень развития речи и образного мышления;
• ещё приблизительно столько же детей не понимают объяснений учителя с первого раза (им приходится все "разжевывать"): они либо стесняются спросить и накапливают "пробелы" в знаниях, либо постоянно переспрашивают буквально каждое слово и мешают работе всего класса. Это происходит по причине слабой концентрации внимания, малого объема внимания, а также неумения "заставить" себя заняться тем, что сложно и/или неинтересно;
• примерно 10% детей имеют катастрофически "грязные" тетрадки. Они словно не способны "нормально" нарисовать даже самые простые элементы, их буквы кривые и расползаются, и в попытке привести их в порядок эти дети все время что-то подтирают и исправляют, что, конечно, только усугубляет душераздирающее зрелище. Происходит так из-за недоразвития мелкой моторики пальчиков: в дошкольном возрасте такие малыши слишком мало рисовали, лепили и вырезали;
• столько же деток с трудом запоминают таблицу умножения из-за плохой механической и долговременной памяти и слабой концентрации внимания;
• и такой же процент первоклашек не в состоянии работать самостоятельно - ни в классе, ни дома; есть и вариации на данную тему: ребёнок не может самостоятельно работать в классе, но дома у него это получается - и наоборот. Это обусловлено разной скоростью протекания психических процессов у малышей: что легко и быстро сделают холерик и сангвиник, то медлительному "тугодуму" флегматику на уроке никак не успеть - зато дома он "свое возьмет". Если же, напротив, ребенок не может работать дома, хотя, по отзывам преподавателя, вполне успевает на уроках - задумайтесь о том, обеспечены ли ребёнку дома необходимые для работы условия (а это не только наличие стола и стула, но и комфортного, тихого помещения для занятий, нормальной психологической обстановки дома) или - не слишком ли вы его опекаете;
• некоторые дети, что называется, "не умеют себя вести": они громко комментируют происходящее на уроке, поведение учителя и оценки, не реагируют либо негативно реагируют на замечания. Обычно это вызвано семейными проблемами, чаще всего - переносом сложных отношений с мамой или бабушкой на учительницу;
• есть еще отдельная подгруппа детей, проблема которых заключается в слабой ориентировке в пространстве. Они долго, чуть ли не несколько недель, не могут запомнить расположение своего класса в школе, местоположение туалета, столовой, раздевалки - поэтому они часто теряются в "трех соснах" и опаздывают с переменки на урок. Некоторые детки слабо ориентируются даже в собственной тетради, и просьба учителя "отступить три клеточки сверху и на десять слева" повергает такого ребенка в ступор. Это тоже - "домашнее наследие": вероятно, ребенок не был приучен к самостоятельности, с ним мало занимались либо делали все "за него".
Итак, как видим, за исключением сложностей, связанных с физиологическими особенностями ребенка или с имеющимися у него нарушениями, большинство школьных проблем все же "родом из семьи" - кого-то не научили правилам поведения, кого-то чересчур опекали, с кем-то мало занимались и не развили в ребенке память, внимание, моторику пальчиков. Занятия по развитию психических функций, проводятся в нашем центре, с помощью них, ваш ребенок сможет восполнить все пробелы, имеющиеся в знаниях, скорректировать недостатки развития той или иной мыслительной операции.
Для родителей, которые желают самостоятельно развивать своего ребенка, на нашем сайте будет вестись ежемесячная рубрика, в которой вы сможете найти ответы, на некоторые интересующие вас вопросы!
|
|
|